суббота, 13 декабря 2008 г.

Суд божий над философом

Стихотворение «На смерть философа» Алексея Цветкова, написанное им в сочельник кончины Ж. Бодрийяра 7 владычица 2007 возраст, многим не понравилось своим тоном. Злая издевка, издёвка действительно видны невооружённым взглядом и ничуть не скрываются автором. Его текст — памфлет, посланный напересечку постмодернистской философии. Многим показалось, что такой памфлетности не поселок в стихах. Кто-то вспомнил о том, что смертный час человека не повод для выяснения отношений с постмодернизмом. Защитников собственно говоря постмодернизма оказалось меньшинство. Оставляя в стороне моральный мнение проблемы и то, в какой мере по сути дела Борийяр (довольно внятный и конструктивный литературовед общества потребления) виновен в «ужасах» постмодерна, заметим, что издёвка Цветкова ужасно тонка и поэтична. Написанный в жанре пародийного панегирика шутовской плач по ключевым фигурам постмодернистской философии строится на жёстко ироничном принудительном соседстве высокого и низкого. Участвуют в этом карнавале как реалии (анемона и берёза vs созвездия и светила), так и языковые конструкции (меркнут под носом с костлявая, и этот туда). Но особенно занятны две вещи. Во-первых, то, как артистично Цветков «упаковывает» в контекст знаки постмодерна.

даже мудрый живет не по триста

матрица в трауре смерть сценариста

Последняя строчка особенно впечатляет разветвлённостью потенциальных интерпретаций. Фильма «Матрица», как известно, весьма увлёк многих постмодернистских философов, в частности, эссе ему посвятил упоминаемый строчкой через С. Жижек. Название фильма спаяно в строке с относящимся к семантическому полю кино одно слово сценарист. Но данное без кавычек оно ещё и отсылает к самой идее матрицы как глобальной виртуальной вселенной, сообщества людей, живущих в мире симулякров. Как матрица как сообщество погружается в траур (язвит Цветков). Но кинодраматург в данном случае актуализирует и другую идею до того ненавидимой Цветковым философии: Общество Спектакля Ги Дебора, идею интеллектуально и ассоциативно близкую «Матрице». Как натурально, Ги Дебор торчком говорил о сценарии Спектакля и пользовался термином кинодраматург.

Во-вторых, небезынтересна ритмическая сценарий стихотворения. Это не затёртая форма с чередующимися мужскими и женскими окончаниями, а иначе и быть не может маркированный культурной памятью четырёхстопный гекзаметр с последовательной рифмовкой AAbb. Нам незнакомы специальные записки, посвящённые семантическому ореолу сего размера, но два текста русской поэтической устои явным образом актуализируются при воспроизведении этой ритмической схемы. Ближе к нам по времени, а отчего «сильнее» «Притча о неизвестном герое» С. Маршака. Маршак не круглый год соблюдает избранную ритмическую модель (в частности, в первой же строке мы видим дактилическое закрытие на смену женского), но в целом то-то и оно этот авеста первым приходит на ум с течением времени того, как читатель обнаруживает знакомую ритмику. Стихотворение Маршака подкрепляет псевдоторжественность пародийного панегирика. Ведь Цветков только в одном месте проговаривается, обнаруживая резко отрицательное отношение к объекту (жижека тоже час утерять). Во всём остальном знаки постмодерна даны через призму ироничного восхищения (даже мудрый живёт не по триста). Но в концептуальном отношении «На смерть философа» опирается на обратный эквиметричный шрифт: «Суд всевышний над епископом» В. А. Жуковского (выражение баллады Р. Саути). Общее представление неумолимой кары, постигшей гнусного преступника, венчающая стихотворный назначение Жуковского, таким образом, вплетается и в поэтические строки Цветкова в деамбулаторий прямого лексического выражения. Нигде автор ни прямо, ни обиняком не говорит словами о том, что постмодернистам грозит возмездие (в одном из комментариев автор откровенно называет философов-постмодернистов злодеями) за их деструктивную интеллектуальную движение. Он делает это с через актуализации культурной памяти, вызовом у читателя соответствующих ассоциаций с помощью семантики размера. «Так им и не мешало бы!» становится выводом из двадцати строк правильного дактиля, но вывод таковой подсказывается не словами.




Пользователей “

Куда пожаловаться на сборщиков металла

Лучший способ ухода за паркетом - это профилактика!

Реклама шин Toyo

Комментариев нет: